У-2: Фанерное оружие Победы

Что для вас стоит за гордым «оружием Победы»? Лязгающие моторы тридцатьчетверок и ИС-2, ППШ, воспетые Высоцким Яки или грозные бомбардировщики Пе-2 и Ту-2? Разумеется, без всего этого никакой победы бы не случилось. Но есть еще один.

Биплан Поликарпова У-2, или По-2, прошел через всю войну — с первых дней войны до сражений в Германии.

Неприхотливый, надежный, простой. Загнать У-2 в штопор было практически невозможно. В РККА он долгое время был учебным именно потому, что «прощал» неопытному летчику ошибки, которые при пилотировании другого самолета неизбежно закончились бы аварией.

Максимальная скорость самолета — 150 км/ч. Крейсерская — 100 км/ч. Иными словами, у немецких истребителей скорость сваливания была выше, чем у У-2 — максимальная. Самолет против немецкой авиации был, конечно, совершенно беззащитен. Оборонительное вооружение в виде-пулемета, размещенного в задней кабине, мало что меняло. Другое дело, что летали У-2 над самыми верхушками деревьев, а иной раз умудрялись спускаться еще ниже, скользя над лесными дорогами на манер прообраза гоночного болида. На таких высотах и скоростях эти самолеты для немецкой авиации оставались, как правило, попросту незаметны. Другая беда заключалась в том, что сбить У-2 можно было несколькими удачными винтовочными попаданиями.

Словом, появляться в небе днем для У-2 было очень чреватым занятием. Зато ночью ситуация менялась на прямо противоположную. Звук двигателя самолета был почти неразличим, так что немцы частенько замечали его уже после того, как на их позиции начинали падать первые бомбы. За годы войны тихоходные бипланы сбросили почти 3 миллиона бомб.

Именно на этих самолетах летали летчицы 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознаменного ордена Суворова полка, более известные как «ночные ведьмы». За ночь в зимнее время неприхотливый У-2 мог совершить 12 вылетов — перерыв между вылетами составлял всего несколько минут.

В общей сложности ночные ведьмы провели в воздухе 1191 полные сутки. Вся Великая Отечественная война длилась 1418 дней.

Немцы У-2 называли «кофемолками», «швейными машинками» и «женскими советскими ночниками», но куда красноречивее полупрезрительных кличек говорит тот факт, что одного сбитого над Таманью У-2 было достаточно, чтобы получить железный крест.

Разумеется, самолет применялся и для небоевых задач. Его способность сесть на крохотном пятачке делала его незаменимым средством связи — особенно с затерянными за линией фронта отрядами партизан. Использовался он в санитарных целях, для эвакуации населения, а также для снабжения советских частей, попавших в окружение. Именно при помощи У-2 снабжались советские войска, сражающиеся в Сталинграде, когда от восточного берега их отрезали плывущие по Волге льдины. Тихоходные самолеты способны были подняться в самую чудовищную метель и сбросить привязанный к крыльям груз там, где пасовала любая другая техника.

Всего было произведено около 33000 самолетов У-2, что делает его одним из самых массовых самолетов в мире.

Эти самолеты, созданные в 1927 году, успеют принять участие в Корейской войне 1950–1953 годов — все в той же знакомой ипостаси штурмовиков и ночных бомбардировщиков.

Фанерный самолет У-2 (По-2)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *