ЕГЭ 2014 по истории (СССР)

Вопросы взяты с официального сайта ЕГЭ

А-14: Кто возглавил Совет Народных Комиссаров, созданный на II Всероссийском
съезде Советов рабочих и солдатских депутатов?

1) Л.Д. Троцкий
2) А.И. Рыков
3) В.И. Ленин
4) И.В. Сталин

Ответ: В.И. Ленин (1922–1924)

Что из перечисленного можно отнести к итогам индустриализации в СССР в
довоенный период?

1) создание комплекса предприятий тяжёлой промышленности
2) сокращение военных расходов
3) интенсивное развитие лёгкой промышленности
4) формирование многоукладной экономики

Ответ: создание предприятий тяжёлой промышленности, что позволило победить в ВОВ.

Военная операция советских войск под Сталинградом завершилась
1) освобождением от фашистских захватчиков всей территории СССР
2) стабилизацией фронта и переходом к позиционной войне
3) освобождением Белоруссии
4) окружением и уничтожением немецкой армии под командованием
Ф. Паулюса

Ответ: окружением и разгромом немецкой армии под командованием генерала
Ф. Паулюса

Прочтите отрывок из воспоминаний советского композитора и укажите его
фамилию.

«Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших
людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества
нашего над врагом… Работая над симфонией, я думал о величии нашего
народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных
качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте…
Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему
родному городу – Ленинграду – я посвящаю свою 7-ю симфонию».
1) С.С. Прокофьев
2) А.В. Александров
3) А.И. Хачатурян
4) Д.Д. Шостакович

Ответ: Дмитрий Шостакович

Что из перечисленного относится к характерным чертам политической жизни
СССР в 1970-х – середине 1980-х гг.?

1) начало процесса реабилитация жертв политических репрессий
2) смягчение критики культа личности И.В. Сталина руководителями
государства

3) сокращение численности партийного аппарата
4) отход от признания руководящей роли КПСС

Ответ: методом исключения - 2 (не смягчение, а сворачивание ставшего бесполезным на том этапе активного процесса десталинизации)

Что явилось последствием Второй мировой войны, проявившимся в первое
послевоенное десятилетие?

1) расширение политического влияния СССР в мире
2) заключение советско-американского Договора о сокращении ракет
средней и меньшей дальности
3) укрепление связей СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции
4) подписание Заключительного акта Хельсинкского совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе

Ответ: увеличение политического влияния СССР за счет расширения соц. лагеря в Восточной Европе.

Какие журналы были осуждены постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б) в
1946 г. за предоставление литературной трибуны А.А. Ахматовой и
М.М. Зощенко?

1) «Новый мир» и «Юность»
2) «Дружба народов» и «Иностранная литература»
3) «Звезда» и «Ленинград»
4) «Москва» и «Октябрь»

Ответ: «Звезда» и «Ленинград» (см. постановление)

Первые годы проведения рыночных реформ в России (1992–1993 гг.) были
отмечены

1) преодолением дефицита продовольственных и промышленных товаров
2) макроэкономической стабилизацией
3) развитием военно-промышленного комплекса
4) увеличением доходов большинства населения

Ответ: преодоление дефицита за счет дешевого импорта и нелегальной торговли.


B2: Какие три из перечисленных положений относятся к новой экономической
политике (1921–1929 гг.)? Запишите в таблицу цифры, под которыми они
указаны.

1) утверждение частной собственности на землю
2) введение хозрасчета на государственных предприятиях
3) денационализация тяжёлой промышленности
4) появление кредитно-банковской системы и бирж
5) отмена государственной монополии внешней торговли
6) введение концессий

Ответ: хозрасчет на предпирятиях, банки и биржи, концессии

B6       Заполните     пустые     ячейки     таблицы,     используя     представленные     в приведённом   ниже   списке   данные.   Для   каждой   ячейки,   обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Событие

Дата

Участник(-и)

Операция «Багратион»

                         (А)

И.Х. Баграмян,
И.Д. Черняховский

Сталинградская битва

                        (Б)

                         (В)

                         (Г)

Август–декабрь 1943 г.

Г.К. Жуков,
К.К. Рокоссовский,
И.С. Конев

Битва за Москву

                        (Д)

                         (Е)

Пропущенные элементы:
1)  М.А. Егоров, М.В. Кантария
2)  сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г.
3)  Я.Ф. Павлов
4)  битва на Курской дуге
5)  битва за Днепр
6)  июнь–август 1944 г.
7)  июль 1942 г. – февраль 1943 г.
8)  И.В. Панфилов
9)  май 1942 г.

А

Б

В

Г

Д

Е

           

 Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

 

Рассмотрите изображение и выполните задания B12 и В13.

Рабочий и колхозница

B12

Какие суждения о скульптуре, изображённой на фотографии, являются верными?  Выберите  два  суждения  из  пяти  предложенных.  Запишите  в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:.

1)  скульптура была создана в период после Великой Отечественной войны
2)  в настоящее время скульптура находится в г. Санкт-Петербурге
3)  на скульптуре показаны орудия труда, изображавшиеся на гербе СССР
4)  автором скульптуры является П.К. Клодт
5)  скульптура символизировала единство рабочего класса и крестьянства

Ответ: показаны серп и молот, изображены рабочий и колхозница. Скульптор: Вера Мухина.

B13

Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы руководства страной того же государственного деятеля, при котором была создана данная скульптура? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.
1) 3)
2) 4)

Здания в России


Ответ: 3) Здание МГУ на Ленинских (Воробьевых) горах. Оно было построено в 1949—1953 гг. и является примером сталинской монументальной архитектуры; является одной из семи «высоток» Москвы.

 

Часть 3

Для записи ответов на задания этой части (С1–С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы C1–C3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

«XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису…
Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.
Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

 

C1 Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в резолюции. Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.

C2 Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые три направления.

C3 Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии?

Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

C4 Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).

C5 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических,

военных и культурных достижений стран Западной Европы».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …

C6 Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Дмитрий Донской; 2) М.М. Сперанский; 3) У. Черчилль; 4) Н.С. Хрущёв. Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Ответ: см. статью про Н.С. Хрущева

 


Инфо

Похожие статьи:

Показать комментарии